Если по очень хорошей книжке снимают фильм, то итог может быть разным: либо фильм будет недостоин книги, по которой он снят, либо фильм будет настолько далек от книги, что назвыать его экранизацией как-то неправильно, либо же фильм окажется столь же хорош. К сожалению, последний вариант встречается настолько редко, что его можно назвать скорее исключением, чем правилом. Что же по поводу фильмов первых двух категорий, их много. Их удушающе много, но самое странное, что сложно определить, какая же категория хуже.
Первая, с ней все ясно. Фильм плох. То ли из-за отвратной съемки, то ли от неправильного подбора актеров. Или сценаристы уловили основную суть книги "не так", выведя на первый план все самое банальное, неважное и ненужное, вырезав все то, что пленяет в книге. С такими картинами все ясно. Обычный человек (читай: "не фанат книги") их и смотреть-то не станет, они скучны. А поЧитатель книги посмотрит и убедится в очередной раз, что книга круче.
Вторая же категория весьма и весьма не однозначна. Фильмы этой категории могут быть прекрасно сняты, в них принимают участие великолепные актеры, используются яркие спецэффекты и создается идеальная для того или иного жанра атмосфера. Но надпись в начальных титрах "по одноименному произведению..." сбивает с толку. Ведь имена главных героев, место действия, даже целые ветки сюжета хладнокровно переписаны. В этих фильмах ждешь увидеть свои любимые моменты из книги, а наталкиваешься в лучшем случае на ошметки оригинального сюжета, или на главного героя, сохранившего-таки оригинальное имя.
Именно ко второй категории можно отнести фильм "Гадкие лебеди" (2006). Судя по названию и титрам, фильм "Основан на одноименном произведении братьев Стругацких". На самом же деле от книжки в этом фильме осталось только название, имя главного героя (ну и, может, два-три имени побочных персонажей), название города и общее прозвище просветленной оппозиции больных - "мокрецы". Всё. Остальное безжалостно изменено. Сам фильм бесконечно давящий, темный, серьезный и мистический. Правда малопонятный. Думаю, если бы я не читала книжку, но посмотрела фильм, я бы впечатлилась. И поняла бы, вероятно, больше. Я бы не проводила аналогий между сюжетом книги и сюжетом фильма, а воспринимала бы всё как данность. Если относиться к фильму именно так, то это весьма неплохая фантастическая драма с мощными элементами триллера. Причем сделано все очень по-европейски, ну, оно и не удивительно, фильм-то совместный (Россия-Франция). Вероятно из-за этого в фильме появился карилк (или лилипут?) и Диана вдруг мистическим образом стала азиаткой. Спасибо, что негров не напихали (хотя, может, они прятались под тряпками мокрецов!? О_о).
В общем, фильм хорош только безукоризненной атмосферой, да трагичной (не в прмимер оригинальной) концовкой. ПоЧитателей разочарует, а не читателей не зацепит. Так что можно и не смотреть.
Journal information