alinaospina

Categories:

Добро пожаловать на Маскарад.

4 октября Краснодарский академический театр драмы открыл свой юбилейный 100 сезон премьерой «Маскарада» по одноименному произведению Михаила Лермонтова. Второй спектакль главного режиссёра Константина Демидова и второй «Маскарад» на сцене театра. Что получилось в итоге: бал и гуляние или обман и притворство?

Исторический контекст.

Постановка «Маскарада» в 2019 году — дань уважения наиболее известному главному режиссёру Краснодарской драмы Михаилу Куликовскому. Спектакль по этому материалу был поставлен им в 1964 году и, судя по тому, что до сих пор время от времени появляются восторженные воспоминания, очень полюбился зрителям. Возвращение «Маскарада» на сцену спустя 55 лет символично для 100 сезона.

Рука мастера.

Несмотря на совершенно неблизкий исходный материал, спектакли Константина Демидова по драме Лермонтова и пьесе Гольдони имеют очень много общего. Например, открывающая спектакль пластическая зарисовка о двух влюблённых. "Слуга" был комедией, поэтому открывался музыкальной клоунадой; "Маскарад" - трагедия, поэтому вступление — стильная зарисовка в стиле Дэвида Линча. Но суть одна - не нагружая зрителя (и актёров) лишним текстом, быстро рассказать предысторию, которая понадобится для развития сюжета.

Или, скажем, актёрская игра. Как и в отчасти площадном "Слуге", актёры (намеренно?) пережимают. Михаил Дубовский в образе князя Звездича и в светском разговоре, и в признаниях в любви, и даже сообщая о своей скуке, громко! выкрикивает! каждое! слово!, словно будя зевающих вместе с ним зрителей. Баронесса Штраль в исполнении Евгении Беловой томно басит, вызывая совсем неоднозначные ассоциации. Ольга Вавилова — Нина Арбенина — то заламывает руки, как в дешевой мелодраме, то смотрит на мужа снизу вверх с восторгом и предвкушением чуда. Это не молодая светская дама, это юная Ассоль, которой вот-вот расскажут про принца под алыми парусами. А главный злодей Шприх (Алексей Сухоручко) — и манерой речи, и особенно стилем движения — вовсе вызывает недоумение. Возможно, походка "ноги колесом" — своеобразный автограф мастера: в "Слуге" таким маневром передвигался Труффальдино-Фогелев, в "Маскараде" - Шприх-Сухоручко... Однако это выглядит одинаково неуместно и для разудалого итальянского слуги, и для коварного еврейского ростовщика. 

Общее восприятие.

Поэтический текст - большое испытание не только для актёров, но и для зрителей. Весь первый акт персонажи маловнятной скороговоркой произносят свои бесконечные монологи, словно стремясь быстрее закончить с этим и передать слово партнеру по сцене. Это очень скучно.

Единственный, кто получает истинное наслаждение от происходящего и легко передаёт это наслаждение зрителям, - Казарин в исполнении Андрея Соломыкова. Несмотря на то, что он, как и Звездич, большую часть времени кричит, то, с каким удовольствием он это делает, запросто оправдывает даже срывающийся под конец голос. Возникает стойкое ощущение, что он не наигрывает, а действительно наслаждается происходящим.

Как и в большинстве спектаклей театра драмы, хороши массовые сцены. Танцующие на балу пары, светские сплетники, тяжелые, извивающиеся и шипящие, как змеи, мысли. Они разбавляют монотонность спектакля, добавляя ему некое очарование.

Куклы в маленькой шкатулке

Визуально спектакль очень приятный, стильный (художник-постановщик Андрей Климов). Костюмы и декорации выполнены в градациях серого. Жертва-Нина в белоснежном платье; злодей-Шприх (как, кстати, и отравитель-Арбенин во втором акте) в черном сюртуке, черном цилиндре и черных перчатках, которыми так удобно при случае закрыть лицо, слившись с затемненной стеной. Все остальные персонажи — где-то между, не ангелы, не демоны — просто скучающий свет.

Черно-серую палитру разбавляют редкие алые сполохи — проблески страстей в строгом и консервативном обществе — алое платье маски-соблазнительницы, алые перья в веерах светских сплетниц, алые перчатки, перстни и булавки игроков и, конечно, алая подсветка, подчеркивающая безумие и ярость Арбенина. 

Декорации стискивают сцену с четырёх сторон, создавая ощущение тесноты даже в не самых густо населённых сценах. Задник с тремя дверьми "съедает" половину глубины сцены, от него ведёт лестница, сдавленная с боков массивными мраморными глыбами, наличие которых, учитывая, что все сцены происходят внутри помещений, сложно объяснить. Сверху нависают три грандиозные хрустальные люстры, а в финальных сценах к ним ещё прибавляются неидентифицируемые полотнища, напоминающие эполеты, хотя к чему эполеты в сцене безумия Арбенина?

Вся эта красота создаёт ощущение душной и крошечной сцены, которая не слишком подходит для большого зрительного зала. Словно без малого тысяче зрителей одновременно предложили заглянуть в маленькую музыкальную шкатулку.

Финальный музыкальный номер, где под мерцание стробоскопа и электронную музыку массовка изображает сломанных кукол (к сожалению, не особенно успешно), говорит зрителю о том, что так и было задумано, все страсти кипели в крошечном ларце, разбитом в приступе ярости.




promo alinaospina august 2, 2016 09:30 3
Buy for 10 tokens
По поводу вчерашней загадки было много размышлений (заставила подумать даже не ЖЖшных друзей). Правильно угадала одна лишь Тигра (7,9,10). Ну, на то она и сестра. Итак: 1)За почти 23 года жизни, у стоматолога была всего 2 раза. ИСТИНА. В первый раз меня водили выдирать молочный зуб, в котором…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.