alinaospina (alinaospina) wrote,
alinaospina
alinaospina

Categories:

Артём Акатов: «Лаборатория – это инструмент театральной эволюции.

Собираясь на интервью к актеру и режиссеру Одного театра Артёму Акатову, я ожидала встретиться с излишне серьёзным и очень закрытым человеком. Настоящим Затворником, разговорить которого казалось подвигом. Однако с первых минут беседы я ощутила, что Затворник – только одна (да и то не самая яркая) сторона этого человека.


(Художник Елизавета Костенко)


- Уже не первый год краснодарцы могут видеть постановки режиссера Акатова. На сцене Одного театра до сих пор идет ваш самый первый спектакль здесь («Исповедь»). Изменилось ли что-то в вашем взгляде на эту постановку?

Мы все постоянно меняемся. Сама постановка в тебе что-то меняет. Если мы говорим конкретно об «Исповеди», сложно поставить тут о чем-то другом. Здесь сам материал задаёт тему. Если бы я ставил ее сейчас, он была бы о том же, но, может быть, сделал бы чуть более профессионально, технически точнее.

- Недавняя ваша премьера – «Где-то и около» по пьесе Анны Яблонской. Одни зрители считают пьесу светлой и лиричной, другие – довольно депрессивной. Как вы воспринимаете эту историю?

Мне кажется, очень важно, чтобы режиссер был над восприятием истории. Чтобы не навязывать зрителю собственного мнения. Я просто раскрываю панораму и показываю. Всегда очень интересно приходить на премьеру и смотреть на лица людей в зале. Смотришь, как они реагируют, и для тебя это всегда неожиданно, потому что, работая над тем или иным материалом, ты уже не задумываешься над этой историей.

Важная задача - развернуть драматургию, выстроить цепочку из образов. Главное, чтобы образ получился ёмкий, а там уж пусть каждый воспринимает в силу своего духовного и интеллектуального багажа. Очень здорово, когда возникают диаметрально противоположные взгляды. Это значит, что сложился действительно полноценный образ.

- На недавней Лаборатории польской драматургии в «Одном театре» вы поставили эскиз пьесы Кшиштофа Бизё «Токсины». На обсуждении вы сказали, что лаборатория – это ад для актеров и для режиссера. Но зрители вспоминают эскиз с интересом. Хотели бы продолжить работу над ним (тем более что большинство зрителей проголосовали довести его до спектакля)?

Это вопрос скорее к руководству театра. У нас есть план, есть определенная репертуарная политика. Мне, конечно, хотелось бы этот спектакль как-то развить, доработать.

- На обсуждении вы также сказали, что целенаправленно для спектакля вы ни за что бы не выбрали именно эту пьесу. Почему?

Сам по себе принцип лаборатории – это эксперимент над собой, поэтому для эскизов надо брать самый сложный текст. Пьеса «Токсины» предоставляет очень большую свободу для режиссерской фантазии. Огромное количество диалогов. И все это надо как-то решить. Найти что-то очень ёмкое и максимально точное, такое, чтобы сразу стало понятно, о чем история, – причем желательно, чтобы не так, как напрашивается при первом прочтении. Сложный, очень сложный материал. Если б я делал спектакль по этой пьесе, он оказался бы принципиально иным.

- В оригинальной пьесе Бизё фигурируют пожилой и молодой человек. Вы взяли для этих ролей актеров-одногруппников. Почему?

На самом деле, не было принципиально, чтобы фигурировали именно пожилой и молодой мужчины. В пьесе это акцентируется, потому что там основная тема – это общение разных поколений. Но просто взаимопонимание между людьми мне интереснее. Поэтому в эскизе мы ставили задачу показать непонимание вообще, в принципе между людьми, не обязательно разных поколений.

– Что было наиболее интересным, что понравилось в этой лаборатории?

Самое интересное то, что это был эксперимент. Необходимость создать эскиз в сжатые сроки спровоцировала некую внутреннюю режиссерскую смелость. Нужно быть понятным самому себе и актерам, ведь одно дело, когда вы общаетесь месяц, и совсем другое – объяснить всё за пару дней. Это классная школа для режиссера и для артистов. Это как эволюция. Экстремальные предлагаемые обстоятельства создают условия для резкого развития, перехода на новый уровень. Может быть, даже при работе над обычными, репертуарными спектаклями есть смысл на первом этапе самому для себя устанавливать какие-то сжатые сроки и пробовать ставить в режиме этой внутренней смелости.

- Эксперимент над режиссером получился удачным?

Я не знаю. Для меня самый главный показатель, то, что между тремя вариантами ответа (оставить, забыть, доработать) голоса зрителей разделились практически поровну. Это здорово. И на обсуждении потом были разные мнения. Это значит, что опыт удачный.

Очень благодарен Одному театру за эту лабораторию. Нам необходимо побольше таких вещей. Они и нас заставляют расти, и театральную жизнь города двигают, и зрителя заставляют развиваться. Очень точно сказал Даниил Безносов: смотреть такие лаборатории это и зрительская работа тоже. Главная наша задача - растить человека, изменять его. Лаборатории заставляют эволюционировать не только режиссера и актеров, но и зрителя.

- Если бы вам предложили вот прямо сейчас снова поучаствовать в какой-нибудь новой лаборатории, согласились бы?

Прямо сейчас – нет, потому что сейчас физически не хватает времени - сессия на носу. Лаборатория - все-таки довольно большой эмоциональный выброс. Потом еще неделю в себя приходишь после этого. В будущем – с удовольствием. Театр всегда существует в состоянии клинической смерти. Никакие ценные творческие вещи не рождаются в состоянии покоя.

-Лаборатория – шанс испробовать какие-то новые, непривычные ходы в режиссуре. А в обычных условиях, каких правил вы придерживаетесь? Можете сформулировать свое режиссерское кредо?

Каждый ставит, как он дышит. Жизненное кредо должно быть, а наша профессия - это часть нашей жизни. Самое главное - быть по-настоящему честным с самим собой, не искать компромиссов. Необходимо смело принимать то, что происходит, нести ответственность за все, что ты делаешь. Боишься - не делай, делаешь – не бойся; делай, что должно, и будь, что будет.

-Вы строгий режиссёр? Актёры у вас не боятся импровизировать?

Работа над спектаклем - это всегда сотворчество. Я стараюсь удерживать лишь вектор, направление. Вообще профессия режиссера – это искусство композиции. Я задаю определенные рамки и требую, чтобы в этих рамках актер существовал, как можно более свободно. Когда веришь в человека больше, чем он сам в себя верит, он способен на какие-то невероятные вещи. Необходимо дать артисту волю, чтобы он начал жить в заданном русле. Чтобы начался собственный внутренний поиск. Артист должен верить в то, что он создает спектакль, и моя задача его в этом убедить. Пусть импровизирует как можно больше. Потом вместе уберем лишнее. Каждый человек - это огромная, богатейшая, невероятная вселенная. Надо, чтобы он позволил этой вселенной раскрыться.

- Так получилось, что новые ваши работы (спектакль и эскиз) сделаны по современной драме. Вообще, в краснодарских театрах современная драма в большом дефиците, как вы считаете, нужна ли она кубанскому зрителю?

А что подразумевать под словом «современная драма»? Сейчас режиссерский театр сильно шагнул вперед, любой материал подается в довольно-таки… авторском восприятии. Зрителю нужны хорошие спектакли, а по какому материалу они сделаны, наверное, не самое главное.

Главное отличие современной драмы от классической только в том, что классика уже прошла довольно жесткий отсев временем. А современная драма сейчас перед нами во всей палитре, мы видим всё, что создаётся, поэтому и приходится прочитать 200 пьес, чтобы найти что-то одно.

Последние две работы, в особенности лаборатория, помогли как-то по-другому взглянуть на современную драматургию. К примеру, мне очень нравится Анна Яблонская, её поэтическое осмысление реальности. Для режиссера это, конечно, вызов, потому что поэзию необходимо структурировать, перенести из языка литературы в язык театра. Чем поэтичнее образ, тем больше у зрителя возможностей раскрыть себя на спектакле. А потом он пойдет домой, в семью, на работу, и будет нести этот свет и тепло. Это будет его свет, но мы помогли ему раскрыться, и в какой-то степени мы тоже причастны.

-Есть ли классическое произведение, которое мечтаете поставить?

Хотелось бы всего Булгакова поставить, это мой любимый автор. Очень хотелось бы «Бег» поставить когда-нибудь, «Мастера и Маргариту», «Собачье сердце»... Эрдмана хотелось бы поставить, Ильфа и Петрова. Ну, конечно, Чехова, но это тоже мечта. «История одного города» Салтыкова-Щедрина меня привлекает, кажется очень актуальной сейчас. «Мертвые души», конечно. Материал архисложный, но выделить в нем какую-то одну линию, одну идею и развернуть ее было бы очень интересно. Любой режиссер мечтает поставить лучшие образцы прозы или драматургии. Но сколько факторов должно для этого совпасть!

- Как относитесь к критике своих спектаклей?

Критика бывает разная. Бывает непонимание, и это нормально. Что-то читаешь - бывает больно. Если зритель что-то не понял в спектакле – это вполне нормально. Это хорошо, когда есть разные мнения. Все надо воспринимать с благодарностью.

В своей жизни я сталкивался с настоящими критиками самого высокого уровня: Павлом Рудневым, Ниной Алексеевной Шалимовой, – и это было что-то удивительное. Хорошая критика – это сотворчество, потому что человек очень глубоко это воспринимает твой спектакль, ты видишь невероятную глубину его понимания. Видишь его искреннее боление за театр, за творчество. Критики такого уровня проделывают над спектаклем такую чудовищную работу, какую, может, режиссер не совершает и за все время подготовки к спектаклю. Такая критика невероятно полезна, столкнуться с ней – счастье. Высочайшая критика – это театральная педагогика, на самом деле, потому что делается она не с целью самоутвердиться, а с целью развить тебя, научить, объяснить.

- Над какими спектаклями планируете работать?

Сейчас бы сессию сдать. «Где-то и около» было же ученическим заданием: поставить спектакль по одноактной современной пьесе. Я стараюсь совмещать учебу с работой здесь. Если руководство театра даст согласие доделать «Токсины», то это, наверное, будет ближайший план.

А так в планах у меня «Дама с собачкой», хотелось бы восстановить и сделать совсем другой спектакль. Меня очень привлекает идея пластического спектакля. По стихам Арсения Тарковского хотел бы поставить моноспектакль, давно уже лелею этот план. По Пелевину тоже хотелось бы сделать работу… Но, как говорится, мы предполагаем, а художественный руководитель курса располагает. Посмотрю, какую задачу передо мной поставят.

Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Мне моё солнышко больше не светит теперь и в Краснодаре.

    Нет, это я не жалуюсь на затяжную холодную весну, а радуюсь новому спектаклю в любимом Одном театре. «Солнышко» уже второй раз на сцене ОТ, но…

  • (no subject)

    Токсины - яд биологического происхождения.Длительное воздействие токсинов на организм может привести к необратимым изменениям, вплоть до изменения…

  • ...и появилась серая радуга

    На что способно творчество? А творческие люди? А творческие люди которых загнали в угол? Об этом и не только новый спектакль Одного театра "Серая…

  • Политика, религия, общество и зверюшки.

    Краснодарский Один театр старается не дать своим поклонникам окончательно засохнуть от скуки. Пока сами спектакли запрещены,…

  • Добро пожаловать на ДНО.

    Приуныл и не знаешь, как выбраться со дна? У Одного театра есть, чем тебе помочь. Я говорю о деловой встрече "ДНО. Действительно Необходимое…

  • В центре прочтения. Иранская конференция.

    Актеры. Текст. Зрители. Поехали! https://instagram.com/p/B94PL8MlEwe

  • Следственный эксперимент

    Люди, а не преступление. В русской литературе 19 века хороший детективный сюжет - большая редкость. Писателям того времени гораздо интереснее было…

  • Не только о футболе.

    Любимый зрителями Один театр сменил расположение и отметил новоселье премьерой спектакля Дмитрия Волкострелова "Квазифутбол", неоднозначной…

  • Добро пожаловать на Маскарад.

    4 октября Краснодарский академический театр драмы открыл свой юбилейный 100 сезон премьерой «Маскарада» по одноименному произведению Михаила…

promo alinaospina август 2, 2016 09:30 3
Buy for 10 tokens
По поводу вчерашней загадки было много размышлений (заставила подумать даже не ЖЖшных друзей). Правильно угадала одна лишь Тигра (7,9,10). Ну, на то она и сестра. Итак: 1)За почти 23 года жизни, у стоматолога была всего 2 раза. ИСТИНА. В первый раз меня водили выдирать молочный зуб, в котором…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments