alinaospina (alinaospina) wrote,
alinaospina
alinaospina

Category:

Балет "Мастер и Маргарита" в Музыкальном Театре #фестивальтеатральнойфотографии #фтф

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - величайшее явление в мировой литературе. Пожалуй, не найдется в нашей стране взрослого человека, который не слышал бы этого названия. В глазах многих этот роман – единственное оправдание тяжеловесной, назидательной и местами довольно скучной русской классике, читать которую всех нас заставляли на уроках литературы в школе.

Однако, несмотря на все толпы поклонников этого произведения, на данный момент (а прошло уже 47 лет после первой полной публикации) существует не так уж много его удачных адаптаций. Не у каждого режиссера получается донести великий текст «Мастера и Маргариты» до зрителя, не потеряв ничего важного по пути. Это касается и кино, и театральных постановок.

А можно ли поставить «Мастера и Маргариту», сведя текстовую составляющую к минимуму? Не использовать все эти знаковые фразы вроде «Аннушка уже разлила масло», «Я умываю руки», «Невидима и свободна», «Рукописи не горят» и многие-многие другие, которые первыми приходят на ум, при обсуждении «Мастера…» ? Да! Если речь идет о балете.

Но как вообще возможно представить такой колоссальный литературный материал только лишь посредством пластики, музыки, костюмов и декораций? Хотите узнать? Так добро пожаловать на балет-фантасмагорию Александра Мацко «Мастер и Маргарита» в Краснодарский Музыкальный театр.


(здесь и далее все фотографии с сайта КТО "Премьера" им. Л.Г.Гатова)


В этом балете нет дотошного следования тексту книги: некоторые сцены поменялись местами, некоторые оказались немного урезанными, другие – просто исчезли… Однако атмосфера, создаваемая потрясающей сценографией (художник-постановщик Максим Обрезков), прекрасной работой артистов балета и, конечно, музыкой, настолько точно передаёт образы булгаковского романа, что становится весьма затруднительно не понять происходящего на сцене.

Для тех же, у кого все равно остаются вопросы к той или иной сцене, Александр Мацко написал краткое, но в то же время довольно подробное либретто, в котором, кстати, любители первоисточника смогут отыскать большинство знаковых фраз из знаменитого романа.
Попасть на этот балет довольно сложно, зритель его любит и раскупает билеты, едва они поступают в продажу. Однако 10 ноября в рамках фестиваля «Кубань театральная - 2016» мне наконец-то удалось увидеть эту постановку.

Балет «Мастер и Маргарита» оказался не только довольно точным отражением главных образов и настроений книги, но и настоящей феерией цвета и звука. Максим Обрезков (художник-постановщик) признаётся, что при создании декораций и костюмов вдохновлялся творчеством Рене Магритта, и это неплохо просматривается.

Вообще картины Магритта (или аллюзии на его картины) и музыка Альфреда Шнитке буквально созданы друг для друга. В одной из бесед с А.В.Ивашкиным (книга «Беседы с Альфредом Шнитке») сам композитор, пытаясь описать персонажей своего балета, невольно сравнивал их с картинами великого бельгийца.

А если к таинственному сюрреализму Магритта и яростной экспрессии Шнитке добавляется идея самого мистического произведения русской литературы, получается нечто настолько мощное и пугающе-завораживающее, что оторваться невозможно.


(фотография с сайта КТО "Премьера" им. Л.Г.Гатова)

Да и зачем отрываться, когда на сцене разворачивается известная, но до сих пор привлекающая к себе внимание зрителя история.
Я видела несколько адаптаций «Мастера и Маргариты», но во всех них было одно (было это и при первом прочтении книги): линия про Воланда и его свиту всегда оказывалась интереснее, напряженнее и мрачнее, чем две остальные линии. В этом отношении балет Александра Мацко уникален: в нём история Москвы 30-х годов гораздо ярче и, откровенно, страшнее.

Все эти иногда безликие, а иногда – многоликие тени: советские граждане, гуляющие у Патриарших, где происходит жаркая дискуссия Берлиоза (Евгений Василенко) и Ивана Бездомного (Даниил Чайковский); литераторы, собравшиеся в «Грибоедове»; зрители Театра Варьете… вызывали страх, а доктора в лечебнице, куда по сюжету доставляют Ивана так и вовсе приводили в ужас.


(фотографии с сайта КТО "Премьера" им. Л.Г.Гатова)

Мацко удалось сразу, без намёков показать, где в этой истории истинное зло, а где - хрестоматийное, номинальное. После вызывающих нервную рожь «советских теней» Воланд (Андрей Сизоненко) и его свита (Азазелло – Павел Мартынец, Коровьев – Иван Цитрон, Бегемот – Алексей Фадеев и Гелла – Анна Зубченко) пробуждают в зрителе только восхищение. Они привносят в действо праздник.


(фотография с сайта КТО "Премьера" им. Л.Г.Гатова)

А Мастер и Маргарита (Владимир Гулидов и Татьяна Крюкова) становятся связующим звеном между убивающей серостью окружающего мира, гуляющей нечистью и историей про Иешуа (Николай Фоменко) и Понтийского Пилата (Владимир Медянский).


(фотография с сайта КТО "Премьера" им. Л.Г.Гатова)

На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» Александра Мацко отражает все основные мысли и идеи, заключенные на страницах романа Булгакова. В то же время балетмейстеру удалось избежать чрезмерной детальности, что позволило спектаклю остаться легким и не стать слишком затянутым.


Tags: музыка, обзор, театр, фестивальтеатральнойфотографии
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo alinaospina august 2, 2016 09:30 3
Buy for 10 tokens
По поводу вчерашней загадки было много размышлений (заставила подумать даже не ЖЖшных друзей). Правильно угадала одна лишь Тигра (7,9,10). Ну, на то она и сестра. Итак: 1)За почти 23 года жизни, у стоматолога была всего 2 раза. ИСТИНА. В первый раз меня водили выдирать молочный зуб, в котором…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments