Сегодня дочитала очередную книгу Паланика. На этот раз мне попалось "Удушье". Меня удивляет то, что читать Паланика, в большинстве случаев, достаточно мерзко. Он пишет очень жестко, с кучей физиологических подробностей, человек у него полон пороков, да и окружающий мир не лучше. Читая его книги, я буквально ощущаю, как меня макают в бочку с фекалиями.
Казалось бы, раз его книги вызывают такие чувства, может, и вовсе не стоит их читать? Однако, с определенной периодичностью мой организм требует новую книжку. И это не типичное чувство: "Хочу какой-нибудь гадости"(для этого у меня есть отдельная папочка с книгами =) ). Хочется именно что-нибудь от Паланика. Важно то, что эту жажду никаким другим писателем не утолишь.
И вот, дочитав "Удушье", я попыталась проанализировать, чем же пленяет Паланик. И вот, к чему я пришла. Несмотря на откровенную грубость стиля, все его книги невероятно приятно ЧИТАТЬ вне зависимости от того, о чем он пишет. Во всех его произведениях (ну, в смысле, в тех, которые я читала) есть определенные фишечки, не сюжетные, нет, именно стилистические. Какие-то сноски, ритмичные повторения, отсылки... Это делает текст немного рваным, неровным, но именно из-за этого хочется читать и читать, не останавливаясь. В дороге, во время еды, перед сном (или вместо сна), вместо интернет-серфинга, вместо просмотров фильмов, вместо общения с друзьями... Пока не дочитаешь. А потом, как это ни странно, наступает читательское похмелье, когда не можешь ничего начать читать, все не нравится, бесит, прямо как после очень хороших книг. Значит ли это что-то? Вероятно, значит.
Еще один крючок, которым намертво цепляет Паланик, - сюжеты. Все они не простые, все с подвыподвертом, во всех есть что-то жутко неожиданное, от чего во время прочтения на секунду перехватывает дыхание. Что-что, а неожиданные повороты сюжета Паланику удаются лучше всех писателей, которых я когда-либо читала, вместе взятых.
В общем, странные они, книги Паланика, читать неприятно, но интересно, мерзко, но затягивает. И затягивает настолько, что перестаешь обращать внимание на мерзости, или начинаешь воспринимать их, как должное... Очень странные они, книги Паланика. И, да, кажется, они мне все-таки нравятся)))
Journal information